Текст комментария
Правда о Дворкине Александре Леонидовиче
Истинная причина
межконфессиональных проблем в России

Бывшие члены РАЦИРС о натиске сектоведов на священника Владимира Головина

Начавшаяся в январе 2018 года удивительной интенсивности кампанияМы писали об этом в статье «Сектоведы против православного прихода. Случай прот. Владимира Головина»: about-dvorkin.ru/news.php?id=93311 против популярного действующего священника Русской православной церкви Владимира Головина продолжается до сих пор.

Внутренний вопрос церкви, касающийся своего же церковного служителя, «решается» методом публичной и жестокой критики сотрудниками «службы внутренней безопасности РПЦ» — как охарактеризовал РАЦИРС бывший член этой ассоциации Валерий Отставных. Александр Новопашин, Александр Дворкин, Артемий Сильвестров и Ко пишут, пишут, и пишут, обличают, и обличают священника и каждого осмелившегося поднять голос в его защиту. Проводят даже собрания, совещания, обсуждения.

«Головин раскольник, ну а если пока не раскольник, то его деятельность смущает много верующих людей...» — путается ответственный секретарь РАЦИРС Александр Кузьмин. «И может вылиться в раскол» — поправляет его более прозорливый и искушенный в формулировках Александр Дворкин.


Александр Кузьмин оглашает результаты совещания РАЦИРС по о. Головину, 25 января 2018

Бедного священника уличили уже и в том, что деньги — сребролюб! — за молитвы берет, что молодым слушателям о Христе поведал не в тех формулировках, во лжи, которую он «судя по всему тут же на ходу и придумал» (наверняка, судя по всему, придумал!) и даже в том, что на собственную серебряную свадьбу надел не тот пиджак.

В отдельных митрополиях запрещены и уничтожены книги Головина, а паломничества в г. Болгар «службой внутренней безопасности церкви» (читай РАЦИРС) приравниваются к тяжкому греху.

«Обличители протоиерея Владимира Головина хотят именно растерзать и уничтожить его и дело его жизни. Уже месяц его люто терзают, терзают и терзают — за месяц сделано 32 публикации, где священника клеймят самыми жестокими ярлыками и обвинениями!»

В одной из своих публикаций Александр Леонидович Дворкин пожаловался, что у него не было времени на разбор проповедей Головина. И действительно, Александр Дворкин — профессорЗвание «профессора» А.Л. Дворкин получил в подарок от Патриарха Алексия II, а не от Минобра — наш комментарий. ПСТГУ, руководитель центра свщмч. Иринея Лионского, активно выступает с лекциями в регионах, протоиерей Александр Новопашин — настоятель крупного собора, благочинный Новосибирска, режиссер фильмов — это по факту очень и очень занятые люди. И уже целый месяц они ни чем другим не занимаются, как одним провинциальным священником. Все дела брошены. Вдумайтесь, 32 статьи за месяц!

При этом, если зайти на главную страницу Центра свщмч. Иринея Лионского, и подсчитать сколько статей (докладов) написали и опубликовали протоиерей Александр Новопашин и профессор Александр Дворкин, то обнаружиться, что они делали по одной, в лучшем случае две-три публикации за год. Александр Дворкин сделал пять публикаций за последний месяц (т.е. выполнил свою норму публикаций за три года), а протоиерей Александр Новопашин за месяц сделал также пять публикаций (чем выполнил свою норму публикаций за пять лет).» — пишет бывший член РАЦИРС Максим Степаненко.

Но всё — тщетно. Упрямый штатный священник из маленького татарского городишка вместо того, чтобы лечь и на радость Дворкину тихонечко испустить дух, продолжает своими «раскольническими» устами «сеять смуту» среди доверчивых прихожан, а популярность его проповедей на YouTube с пугающей скоростью растёт — плюс двадцать тысяч подписчиков за три месяца.


Владимир Головин. Кадр из свежей проповеди | Канал YouTube: golovinBolgar

Валерий Отставных, много лет состоявший в РАЦИРС, ознакомился с ситуацией и дал свой комментарий:

— Успели ли Вы ознакомиться с ситуацией в отношении нападок РАЦИРС на священника Владимира Головина из города Болгар? Я упоминал это прошлой беседе.

— В отношении священника Владимира Головина я прочитал, во-первых, доклад протоиерея Александра Новопашина от 23 января 2018, сделанный на Рождественских чтениях, который был написан, как я понял, по просьбе Александра Леонидовича, который сказал в свою очередь, что у него нет времени, он очень занят, но к нему много обращений уже стало приходить по поводу этого священника. И он попросил Александра Новопашина проанализировать ситуацию, ну, а Александр Новопашин как смог, так и написал. Доклад очень слабый. Доклад, в общем-то, чисто эмоциональный, очень предвзятый и, очевидно, недостаточный для каких-то оргвыводов.

И после этого, я так понимаю, сам Александр Леонидович решил это дело исправить и дать богословский анализ учения и деятельности отца Владимира. Дворкин написал анализ в двух частях. Первая часть написана, как мне показалось, очень впопыхах, бегло и поверхностно. Вторая часть более основательная. Вы знаете, меня больше разочаровал не пересказ слов отца Владимира, а сам анализ Александра Леонидовича, который всегда к таким анализам подходит очень дотошно, со ссылками, очень кропотливо работает над текстом.

Что сказать про «анализ»? Мы имеем священника (отца Владимира) с низким уровнем богословского образования, но большой харизмой. В принципе разбирать всерьез его высказывания как некое учение и давать этому богословский анализ — это некорректно. Дворкин его и так втаптывает в грязь и эдак. Некорректно. Я же вижу, что Дворкин приводит цитаты из его разговорной речи. А настоящему ученому некорректно работать с устной речью, вырванной откуда-то из контекста. Ученый тем и отличается, что работает, прежде всего, с выверенным текстом. А тут ведется работа с какими-то фрагментами выступлений, где человек может ошибаться, запинаться, может употребить неправильное слово. Особенно, когда речь идет о богословских вопросах. Одно слово подобрал неправильно, и уже всё меняется так, что можно и в ереси обвинить.

Ловить человека на каких-то тонких вопросах догматического богословия и выставлять его еретиком, который придумал своё, как Дворкин пишет, «туалетное богословие», ну, это мелко. Это мелко.

Есть ещё такой момент, где Александр Леонидович ошибается. Отец Владимир с кем-то там общаясь на публике говорит, что заслуга Христа в том, что он по человеческой воле своей мог бы согрешить, но не согрешил потому, что предал свою человеческую волю божественной воле. Соединил свою человеческую волю с божественной и поэтому ни разу в жизни не согрешил — ни делом, ни словом, ни помышлением, что явилось сущностным основанием для Спасения. То есть, Христос воскрес именно потому, что смерть не нашла основания для укоренения в Его безгрешной душе.

Дворкин возмущается: как он может такое говорить? Как он может сомневаться в том, что Христос МОГ БЫ согрешить, но не согрешил? И здесь у меня возникает вопрос, а если Христос не мог согрешить по человеческой природе, то тогда в чем Его подвиг? Тогда мы унижаем Христа, мы говорим, что его человеческая воля была так «изнасилована» божественной или привязана к божественной, что он стал просто роботом. В чем же тогда Его подвиг-то? И зачем его дьявол искушал, ставя на крыло храма, предлагая ему хлеб, предлагая ему царство, власть и так далее? Дворкин говорит, что дьявол, оказывается, не знал, что Христос, так подчинил свою человеческую волю божественной, что уже не может согрешить. Ну, просто не может. Не может хотеть. Но взять, например, моление о чаше в Гефсиманском саду, когда Христос говорит: «Отче, да минует меня чаша сия». Он знает, что Его арестуют, распнут, все Он знает, что дальше будет, но ему страшно по человеческой природе, Он боится, Он плачет кровавыми слезами, написано у евангелиста. Это какая воля в Нем действует, божественная или человеческая? Я думаю, человеческая.

А потом Он говорит: «Да будет не так, как я хочу, а как ты хочешь, Господи». То есть, здесь уже проявляется воля божественная. И воля человеческая подчиняется воле божественной. Так что Александр Леонидович в данном случае неправ. А вот этот, казалось бы, безграмотный священник, отец Владимир, как раз и прав. Я не знаю, как такой ляп допустил в богословском в анализе Дворкин, но он его совершил, на мой взгляд.

Ну а по поводу упоминания гениталий Христа — священник через физиологию попытался молодежи объяснить, что Христос был такой же, как мы. Бог снизошел до того, что стал таким же, как мы. Это вопрос вкуса. Посмотрите лекции Кураева — он иногда такое впечатает, такой анекдотик скабрезный иногда расскажет, что хоть стой, хоть падай. Но он, правда, потоньше это делает. Но в нашем случае поп-то попроще, и он проще объясняет какие-то сложные догматические, христологические вещи. То есть, это не «туалетное богословие», а вопрос вкуса, вопрос культуры, вопрос, кому что нравится.

Вот, Дворкин говорит, что он на его месте сказал бы, что Христос был такой же, как мы, он так же испытывал боль, он так же хотел пить, он так же алкал... Вот представьте себе современную молодежь, с гаджетами которая сидит, и вы, такой, в позе стоите и говорите: «Он так же, как мы с вами, дети мои, АЛКАЛ». Смех в зале? «Алкал? Алкаш?». Ну, соответственно, миссионерский прием, который использует отец Владимир, он очень спорен, но действенен. Священник говорит: ребята, у Христа тоже была «пиписька», но Он ею распоряжался правильно. Он был целомудренен. Прием? Прием. Действует? Действует. Вместо «алкал». Поэтому это вопрос вкусовой.

А по поводу этих молитв общих, молитв по соглашению, которые также ставятся в вину Владимиру Головину. Ну, во-первых, это уже давно практикуется, есть для этого даже сайт. Люди пишут имена, вместе читают их, молятся в сети за здравие и упокой. Можно это использовать, можно не использовать, если люди не против, если есть благословение архиерея, то почему бы нет?

Относительно «усиленной молитвы» сектоведы иронизируют: мол, у него, о. Владимира, за 700 рублей — усиленная молитва, он усиливает молитву за деньги. Да в каждом храме это есть! В каждом храме! Есть простые записки за упокой, за здравие, а есть заказные. Вот заказные записки – это как раз записки для усиленной молитвы. Это совершается в сотнях, в десятках тысяч православных храмов каждое утро. Против чего я всегда протестовал и возмущался, когда присутствовал в алтаре – это меня просто коробило всегда.

Потому что сперва все читают записки за закрытыми царскими вратами, простые записки, не заказные, которые стоят дешевле. А потом открываются врата, священники выходят, выносят еще раз эту стопку записок, становятся лицом к иконостасу и снова, второй раз, читают те же самые записки, чтобы просто показать людям, что «мы ваши деньги отрабатываем». Потому что вы нас не видели, там, за иконостасом, как мы записки эти читали, а вот сейчас мы вышли и публично показываем вам, что читаем эти записки. И в это время при открытых царских вратах возле престола стоит священник, ему алтарник или дьякон дает эти заказные записки, которые стоят дороже. Священник их читает. Вот это и есть усиленная молитва. Она существует в Церкви, сколько я ее знаю. Ничего здесь отличного от практики обычной церкви нет.

Да, можно сказать, что священник отец Владимир креативщик, но фотография замечательная, где он во фраке стоит в церкви. Мне фотография понравилась. Конечно, это странно, что священник на 25 лет свадьбы стоит не в облачении, а в белом фраке, но это не криминал в общем-то. За это не наказывают. Народ к нему тянется, деньги к нему идут, завистников у него много. Ну и на старости лет он может начать, конечно, придумывать какие-нибудь свои выкрутасы. Когда служит долго священник, особенно монах, такое происходит часто. Но здесь достаточно просто епископу приехать, пообщаться, посмотреть на практику священника, поговорить с ним, сказать, что «вот это и это, может быть, не стоит делать, отец. Я ничего не имею против, но люди могут неправильно понять». То есть, все такие вопросы должны решаться на епархиальном низовом уровне.

Я что-то не прочитал ни у Новопашина, ни у Дворкина, чтобы там кого-то убили, зарезали на приходе, чтобы люди массово бросали семьи, чтобы люди зарывались, как пензенские ребята, в пещеру, чтобы ждали конца света. Ничего такого нет. Вот, собственно, если кратко.

— Спасибо, Валерий Владимирович. А как Вы думаете, почему все-таки именно этот священник был выбран в качестве мишени? Если никакого криминала нет и много таких священников, которые могут ошибаться в устной речи, и молитвы по соглашению – не новая практика, и «усиленные молитвы» тоже во многих храмах практикуются. И тем не менее такое жесткое давление со стороны РАЦИС, причем без попытки с ним выйти на диалог, исправить его как-то, а сразу на весь мир пытаются «прославить» вот таким способом.

— Главная причина в том, что у нас не любят, а в последнее время вообще ненавидят, тех, кто выделяется. Вообще выделяется. В жизни выделяется, в работе выделяется, в поведении выделяется, в Церкви выделяется. Посмотрите: Кураева из Церкви «выгнали». Он — заштатный дьякон, его изгнали из Духовной академии, из Богословской комиссии, из Межсоборного присутствия. Профессор Зубов Андрей Борисович, великолепный историк. Правда, монархист, ну это ладно, это его мировоззрение. Тоже выгнали из МГИМО, он не может трудоустроиться. Его и до этого закладывали студенты-заочники Московской духовной академии. Он вел историю религии, и они написали на него жалобу, что он обо всех религиях говорит с уважением. А надо так: о православии хорошо, а об остальные ноги вытереть надо. Он у заочников вел курс истории религии, потом он преподавал лет 20 в МГИМО, и за позицию по Украине его выгнали. Потом был такой замечательный историк – священник Георгий Митрофанов из Санкт-Петербурга. Нынешний патриарх Кирилл — это вообще исключительный случай — запретил ему заниматься научной деятельностью, писать публикации на исторические темы и публично выступать. Потому что у него своя точка зрения на Великую отечественную войну, на период блокады.

Возможно, в этом городе Болгар или в соседних городах Татарстана люди увидели, что во всех храмах нормально служат, правильно, а этот поп какой-то неправильный. Неправильный — наверное, сектант. Наверное, что-то он неправильно делает и, наверное, он вообще вредитель. Наверное, он – враг. И начали, я так понимаю, писать и звонить в Центр Иринея Лионского. И уже Дворкин вынужден был как-то на это реагировать. И опять же ему было лень как-то самому в этом разбираться, в YouTube видео смотреть и тем более ехать в Татарстан или что-то делать. Он попросил это сделать Новопашина. Новопашин понял, что надо делать разгромный доклад, камня на камне не оставить от этого священника. Что он, собственно, и сделал, выступив 23 января.

— Получается, что любой священник может пострадать из-за нескольких жалоб от каких-то завистников?

— Яркие священники, необычные, нестандартные, в принципе, да. Такие священники, яркие харизматы, они всегда будут белыми воронами и всегда будут вызывать отторжение в Церкви, и всегда будут привлекать к себе внимание таких структур, как РАЦИРС. Ведь, посмотрите, никаких же реакций со стороны местной епархии не было? Ну, есть священник такой и есть. Ну, едут к нему люди и едут. Платит он налог епархиальный, а может и не только епархиальный, правящему архиерею, и платит. И пускай платит, и хорошо. Наверняка в хороших отношениях с местным начальством. Это тоже в плюс. Просто нестандартный батюшка.

— А почему не была предпринята попытка со стороны РАЦИРС с ним сконтактировать и попытаться исправить?

— Проще заклеймить по жизни, чем воспитывать.


Стоит отметить, что сторонники Владимира Головина создали специальный сайт со сбором подписей под письмом к Патриарху РПЦ МП и начали серию видео, опровергающих обвинения в адрес священника. Вот первое из них:


Мы заинтересованы в любой достоверной информации о реальной причине нападок сектоведа А.Дворкина на священника Владимира Головина.


Статья в PDF

31 мая 2018

 

 

 

Подпишитесь на обновления сайта

По темам

Антинаучная природа сектоведения

Антирелигиозная деятельность

Выступления против индуизма

Выступления против мусульман

Ложь в СМИ и скандалы

Психиатрические диагнозы

Сектоведение и криминал

Сектоведы и Минюст

Сектоведы и образование

Травля на заказ

Каналы общения

 [?]
  @aboutdvorkin